TDI Service техцентр Ауди и ФольксвагенTDI Service Russia

Профессиональный ремонт турбодизельных двигателей

 

телефон:
+7 495 212-91-03
г. Москва
проезд Завода Серп и Молот, 5
c 10 до 20, кроме воскресенья

Дом на колесах. История Volkswagen Transporter

Часто, собираясь отправиться на автомобиле либо с семьей на юг, либо просто в компании друзей пожарить шашлыки на природе, с грустью обнаруживаешь, что все то барахло, которое непременно надо захватить с собой, упорно не хочет помещаться в обычный легковой седан. В такой момент очень хочется иметь микроавтобус, но имидж этого типа автомобилей в нашей стране, не успев сформироваться, был в зародыше испорчен табунами маршрутных «Газелей». Между тем на Западе граждане не комплексуют и уже более 50 лет активно пользуются такими машинами для вылазок на природу или поездки в отпуск.

В середине 50-х годов прошлого века одна из рекламных брошюр рисовала следующую картину: «Каникулы на солнечных пляжах, или в молчаливой тени лесов, или у подножия таинственных гор. Путешествия, когда собственный отель всегда под рукой, — это больше не пустые фантазии и не роскошь, доступная лишь немногим. Эта машина позволит вам отправиться туда, куда вы всегда мечтали попасть, не заботясь о билетах или местах в гостинице». Эта реклама посвящена не фантастическому устройству для нуль-перемещений и даже не какому-нибудь роскошному седану — речь в ней идет всего лишь о скромном работяге Volkswagen Transporter. Именно он открыл для многих настоящую свободу передвижения. Вклад этой модели в историю автомобилей для отдыха достойно отмечен: кемпер-вэн 1959 года на базе VW Transporter выставлен в экспозиции американского музея Генри Форда в штате Мичиган рядом с «Жуком» 1949 года на фоне декораций пикника.

Уже в 1951 году, всего через год после начала производства Volkswagen Transporter, немецкой компанией Westfalia на рынок был выпущен кемпинг-бокс, который превращал рабочую лошадку в автомобиль для уик-энда. Он устанавливался в кузов автомобиля в конце недели и снимался воскресным вечером. В кемпинг-боксе имелась трехспальная кровать длиной 1 м 83 см. Кроме того, двое детей могли расположиться на широком переднем сиденье. Последним штрихом, обеспечивавшим комфорт, был умывальник в задней части боковой шарнирной двери. В том же году появился люксовый вариант микроавтобуса, названный «Самба бас» (Samba bus). Он оснащался более комфортабельными сиденьями с матерчатой обивкой, окнами по периметру крыши, а также сдвижной матерчатой крышей. Рекламные брошюры утверждали, что она «предоставляет идеальные возможности для охотников, фотографов и кинооператоров».

Гадкий утенок

История рождения самой модели Volkswagen Transporter полна счастливых случайностей — как говорят, «звезды так совпали». Все началось в зоне британской оккупации послевоенной Германии. Работники завода Volkswagen в городе Вольфсбург создали в качестве внутризаводского транспорта несколько Plattenwagen (автоплатформ). Эта примитивная конструкция базировалась на агрегатах «Жука», а водительское место располагалось сзади, над двигателем. Точную дату создания этих машин история не донесла до нас, зато известен день, с которого началось превращение этого гадкого утенка в полноценный автомобиль. Произошло это 23 апреля 1947 года, когда завод посетил один из первых импортеров Volkswagen — Бен Пон (Ben Роп) из голландского города Амерсфорт. Кстати, статус официального дистрибьютора фирмы на территории Нидерландов Бен Пон получил лично от Адольфа Гитлера еще на Берлинском автосалоне 1939 года.

Transporter первого поколения

Предприимчивый голландец подумал, что в условиях возрождающейся после войны Европы такая машина для перевозки мелких грузов будет иметь хороший спрос. Больше года у него заняли безуспешные попытки получить официальное разрешение эксплуатировать машину на дорогах Нидерландов. Однако конструкция, созданная для внутризаводских перевозок, абсолютно не отвечала требованиям безопасности дорожного движения. Бывший в то время директором Volkswagen майор британской армии Айван Хирст (Ivan Hirst) тоже не особо поддерживал настырного голландца в его начинании.

К счастью, 2 января 1948 года произошли перестановки в руководстве завода — военного в кресле генерального директора сменил дипломированный инженер. Генрих Нордхоф (Heinrich Nordhoff) во время войны руководил заводом Opel в Бранден-бурге, который производил транспортные грузовики для вермахта. Этот факт сотрудничества с нацистским правительством сделал невозможным его возвращение обратно в General Motors. Именно этот человек стал крестным отцом Volkswagen Transporter.

Volkswagen Transporter

Когда Бен Пон показал ему свои эскизы фургончика на базе «Жука», Нордхоф принял решение воплотить идею в жизнь. Первый Volkswagen Transporter был представлен профессором Нордхофом на пресс-конференции 12 ноября 1949 года. Выступая на ней, он сказал: «Как и «Фольксваген Жук», наша машина не знает компромиссов. В нашей и только в нашей машине грузовая платформа располагается точно между двумя осями. Вес водителя спереди и эквивалентный вес двигателя и бензобака сзади обеспечивают наилучшую развесовку. Нагрузка на мосты всегда одинакова, независимо от того, полностью или частично загружен автомобиль.

Первый «полноприводник»

Полномасштабное производство Volkswagen Transporter началось 8 марта 1950 года, так что в этом году модель отметила свой 55-летний юбилей. Кроме того, в 2005 году VW Transporter отпраздновал и вторую круглую дату — 30 лет с момента появления полноприводной модификации, что в те времена для микроавтобуса было просто фантастикой. Хотя эксперименты с полным приводом начались еще в январе 1971 года на базе второго поколения Volkswagen Transporter. В 1978 году были готовы первые пять прототипов, которые успешно прошли испытания в алжирской части пустыни Сахара. От серийных машин они отличались дорожным просветом в 297 миллиметров и отключаемым приводом переднего моста. Целью их появления было лишь исследование рынка полноприводных вэнов, а не запуск в массовое производство. Эксперименты с полным приводом закончились к 1985 году и воплотились в серийную модель уже третьего поколения — Volkswagen Transporter Syncro. Постоянный полный привод здесь осуществлялся через виско-муфту, разработанную и запатентованную австрийской компанией Steyr- Daimler- Puch. К тому времени эта конструкция уже была опробована на Audi Quattro — модели дочерней компании немецкого концерна. Убедившись в надежности вискомуфты, в том числе и на многочисленных этапах чемпионата мира по ралли, Volkswagen стал внедрять ее на другие модели, в числе которых, кроме Transporter, был и Volkswagen Golf. И опять угадал веяния моды.

Множественные варианты исполнения Фольксваген Транспортер первого поколения

Триумф «проходимца»

С его подачи началось столь повальное увлечение полным приводом, что даже такие монстры, как Mercedes-Benz и BMW, сочли необходимым обзавестись подобными модификациями. Современный полноприводной Volkswagen Transporter, созданный на базе пятого поколения этой модели, получил новое имя — 4MOTION. Его полноприводная трансмиссия гарантирует уверенное поведение автомобиля в условиях бездорожья. Тяговое усилие передается на ведущие колеса через раздаточную коробку, которая серийно снабжена понижающей передачей для езды по бездорожью, и через дифференциалы передней и задней осей. Муфта блокировки межосевого дифференциала управляется электроникой, и в зависимости от потребности до 100% тягового усилия могут передаваться на одну из осей. Серийно устанавливаемая электронная блокировка осевых дифференциалов посредством подтормаживания буксующего колеса поддерживает точно дозируемое распределение тягового усилия. В качестве опции предлагается внедорожный пакет, в который входит установка специальных рессор. При сохранении серийных шин дорожный просвет увеличивается на целых 30 мм. Для днища предусмотрено несколько вариантов защиты: можно выбирать между защитой двигателя и коробки передач из стального листа или более легкой алюминиевой конструкции. Кроме того, имеется возможность защиты топливного бака дополнительным алюминиевым экраном.

Microbus

Реинкарнация

Несколько лет назад на волне популярности модели New Beetle маркетологи Volkswagen решили провести реинкарнацию первого поколения VW Transporter — еще одной иконы поколения «детей цветов». На суд публики был представлен Volkswagen Microbus, разработанный американской дизайн-студией концерна, которая находится в калифорнийском городке Сими Вэллей (там, где в свое время был создан и VW New Beetle). В источнике вдохновения создателей Microbus сомневаться не приходится — тот же коробчатый силуэт кузова, огромная фирменная эмблема на массивном тепловозном передке и вентиляционные прорези в задних стойках крыши. Правда, на этом сходство и заканчивается. Различий гораздо больше.

Volkswagen Microbus

То, что бросается в глаза — место «добрых» круглых фар заняли агрессивные ксеноновые прямоугольной формы. Дальше — больше: если первый Transporter был заднемоторным и заднеприводным, то Microbus — переднемоторный и переднеприводной. Отрадно одно: вместо оппозитного двигателя воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. теперь установлен 3,2-литровый V6 мощностью 231 л. с. от «заряженного» VW New Beetle RS. Салон даже не современный, а футуристический: сиденья обтянуты высококачественной кожей наппа цвета «Cotton White», а стенки салона — цвета «Elm Olive», что создает в салоне дружелюбную, «светлую» атмосферу. Пол выстлан полупрозрачным пластиком с геометрическим рисунком, под которым просвечивает слой алюминия. В стиле 50-60-х годов выполнены передняя панель и рычаг переключения передач. Сиденья среднего ряда могут разворачиваться на 180 градусов, а третий ряд выполнен в виде дивана с хорошо очерченными местами на двух человек. Все сиденья подгоняются вращающимся и сдвигающимся по вертикали и горизонтали регулятором, а каждый пассажир обеспечен собственным телевизором и звуковым каналом. Концерн Volkswagen утверждает, что Microbus — не «чистый» концепт, и готовятся вот-вот запустить его в серию. Ориентирована машина будет в первую очередь на североамериканский рынок.

Rambler's Top100